PostHeaderIcon Пенициллин в России

У нас в изучении свойств пенициллина и получении этого препарата многого достигла Зинаида Виссарионовна Ермольева. В 1943 году она поставила целью освоить приготовление пенициллина сначала лабораторным, а потом и фабричным путем. Она решила создать свои оригинальные методы получения пенициллина из плесени. Поиски «чудесной плесени», способной выделять пеницил лин, Ермольева начала в одном из бомбоубежищ Москвы. В разных концах сырого подвала были расставлены десятки чашек с картофелем, смоченным слабым раствором медного купороса. Прошло несколько дней. Все раставленные чашки про­ росли зеленой плесенью. И, глядя на них, едва ли можно было предположить, что выросшие плесени отличаются друг от друга. Однако, последнее слово принадлежало лаборатории. Среди многих десятков плесеней одна оказалась наиболее злой по отношению к стафилококку. Это был грибок Penicillium crustosum. Теперь надо было приготовить из него лекарственное вещество - пенициллин. Видоизменяя предложенные иностранными авторами методы, Ермольева получила активный пенициллин. Не дождавшись фабричного его изготовления, она вылетела в Восточную Пруссию, чтобы вместе с главным хирургом Советской Армии Н. Н. Бурденко испытать действие пенициллина на раненых. Советский пенициллин дал при лечении раненых прекрасные результаты. В более широких масштабах пенициллин применялся в Москве. Только в течение первых двух месяцев пользования им в госпиталях Москвы из 1 420 раненых и больных поправилось 1 227 человек. Ермольева не успокоилась на достигнутых успехах.

Она нашла наилучшее специальное средство для выращивания целебного грибка. Вскоре в Москве, Ленинграде, Минске, Тбилиси выросли заводы, освоившие технологический процесс изготовления пенициллина. Качество его из года в год повышалось. В настоящее время в нашей стране любой больной в клинике обеспечен высококачественным пенициллином... Первые опыты по изучению лечебных свойств пенициллина были поставлены на зараженных животных. Впрыскивания пенициллина, производившиеся каждые три часа подопытным мышам, зараженным золотистым стафилококком, приносили им полное исцеление, а контрольные мыши, не получавшие пенициллина, умирали все до единой. Пенициллин оказался совершенно безвредным лекарством для человека. Это его огромное преимущество. Вспомним, как Эрлих боролся с этой трагической формулой - которая всякий раз напоминает о своеобразных «ножницах» между уничтожающим действием химиопрепарата на возбудителя болезни и ядовитым действием на организм человека. Пенициллину почти чужд этот недостаток. Дозы пенициллина можно значительно увеличивать, но он не оказывает отрицательного действия на организм больного. Если не действует суточная доза в 200 000 международных единиц, назначают 500 000; не действует эта доза, увеличивают ее до миллиона. И тогда нередко наступает выздоровление. Пенициллин не оказывает вредного побочного действия на организм и его можно применять долго, в то время как пре­ параты сальварсана, сульфидина нельзя назначать длительное время: наступают осложнения. Пенициллин замечателен еще и тем, что он действует в минимальных концентрациях. Двести тысяч, миллион единиц - это громкие названия. На самом деле в крови концентрация пенициллина, выражаемая в граммах сухого вещества, оказывается равной миллионным долям грамма (микро­ грамму). Это понятно.

Таковы законы антибиотического действия! Стафилококки не переносят даже ничтожных доз химических продуктов, выделяемых грибком Penicillium. Эти продукты ядовиты для них! Пенициллин дает блестящие результаты при таких болезнях, которые раньше считались неизлечимыми. Кто не знает заражения крови? Это - общая гнойная инфекция крови. Это - сепсис. Чаще всего его вызывают стрептококк и стафилококк. Иногда у детей наблюдается особая форма заражения крови - острое гнойное воспаление костного мозга (гнойный остеомиэлит). Появляются сильные боли в костях, опухают руки, ноги; гной из костей, пробивая надкостницу, устремляется в мышцы, подкожную клетчатку. Высокая температура и потеря сознания - вот грозные симптомы этой болезни, которая раньше кончалась смертью в 80% случаев. Вызывается эта болезнь золотистым стафилококком. Пенициллин оказался первым в истории хирургии средством, которое вылечивает острый гнойный остеомиэлит. До него ничто не помогало при этом заболевании - ни повторные разрезы гнойников, ни трепанация костей, ни усиленное лечение сульфидином. Один пенициллин исцеляет от острого гнойного остеомиэлита. Отлично помогает пенициллин и при нагноении ран. Особенно ценно раннее применение его у раненых: оно предохраняет от нагноения ран. Воспаление брюшины после ранения живота или прорыва воспаленного червеобразного отростка раньше в 80-90% кон чалось смертью. А теперь хирурги вливают в брюшную лость несколько миллионов единиц пенициллина, впрыскивают этот препарат в кровь - и жизнь больного спасена. Человечество многим обязано пенициллину. Всего несколько лет известен этот препарат, а он спас уже тысячи жизней.

Не говоря о том, что наши ученые сделали огромный вклад в мировую медицинскую науку, они перестали слепо подражать иностранцам, перестали ждать заморских чудес...

В царское время никто бы и не подумал осваивать сложные процессы изготовления замечательного лекарства. Почти все сложные патентованные лекарства ввозились из-за границы. После Великой Октябрьской социалистической революции все переменилось. Наши химики стали выпускать прекрасные советские препараты - новарсенол, эметин, сурьмин, солюсурьмин, акрихин, плазмоцид. Сейчас заканчиваются работы по созданию огромной пенициллиновой промышленности, которая будет самой мощной в мире. У нас уже выпускается много сотен тысяч ампул пенициллина, а в 1950 году будет выпущено пенициллина в 500 раз больше, чем в 1947 году. При этом в любом лечебном учреждении нашей страны больные получают пенициллин бесплатно. В Америке заводы выпускают немало пенициллина, но он стоит сотни долларов. Он недоступен даже среднему американцу. Прогрессивные врачи Америки сетуют в печати: «По нициллин - замечательное средство, он имеет то основное преимущество перед химиопрепаратами, что он не знает ни «потолка доз», ни противопоказаний; единственное противо­ показание - материальные возможности больного...» Исцелитель ран - грамицидин С Наш крупнейший русский микробиолог С. Н. Виноградский положил начало развитию новой области антибиотической терапии - использованию почвенных бактерий для де чения. Как известно, он впервые занялся изучением почвенных бактериальных сообществ (биоценозов), полезных друг для друга и благодаря этому обеспечивающих в значительной мере плодородие почвы. Его замечательными работами были открыты бактерии, усваивающие азот из воздуха. Исцелитель ран - грамицидин - относится как раз к средствам, добываемым из почвенных бактерий. Это средство открыл агроном Дюбо. Он родился в неболь шой французской деревушке Сен-Брис в 1901 году. Как большинство сельских жителей, он тяготел к земле и решил сделаться агрономом. По окончании агрономического института Дюбо уехал в Америку, где занялся сельскохо-зяйственной бактериологией. Вместе с одним химиком он выделил из почвенных бактерий особое вещество тиротрицин, являющийся белковым ее ществом - кристаллическим полипептидом, состоящим из ряда аминокислот. Когда в пробирку с питательным бульоном вносились гноеродные кокки и затем прибавлялся белый по­рошок тиротрицина, гноеродные кокки немедленно погибали.

В 1942 году, в самые суровые дни Великой Отечественной войны, рядом научных учреждений Советского Союза были предприняты поиски тиротрициновых веществ у почвенных бактерий. Наши ученые всеми силами стремились помочь раненым бойцам. Новые средства должны были исцелять их раны. Трем ученым, работавшим в Московском институте малярии и медицинской паразитологии - Г. Ф. Гаузе, М. Г. Бражниковой и П. Г. Сергиеву - удалось выделить из огородной почвы Подмосковья новую породу бактерий, обладающих способностью быстро убивать стафилококков и в твердой, и в жидкой среде. По мере углубленного изучения этих бактерий выяснилось, что они вырабатывают совсем другое химическое вещество, отличное от тиротрицина Дюбо.

Оно легко кристал лизовалось из спирта в виде игольчатых кристаллов, химическое же вещество, выделенное Дюбо, не кристаллизовалось. Авторы назвали новое вещество грамицидином С, или со ветским грамицидином.

Концентрации грамицидина измеряются в гаммах (гамма - миллионная доля грамма). При очень небольшой концентрации - 10 гамм в 1 кубическом сантиметре питательного бульона - грамицидин убивает гноеродных микробов - стафилококков, стрептококков и пневмококков. Тиротрицин действует слабее - его концентрация должна быть в 10 раз выше. Другое преимущество советского грамицидина заключается в том, что он убивает и других микробов - кишечную, дизентерийную, тифозную палочку, а также палочку протея, вызывающую нагноение. Грамицидин С обладает еще одним замечательным свойством: если прибавить к микробам гной, сыворотку или цельную кровь, действие грамицидина нисколько не уменьшается, в то время как действие других лекарств в этих условиях прекращается или ослабевает. Грамицидин в хирургии Важнейшая задача современной хирургии состоит прежде всего в том, чтобы не допускать нагноения ран. Этот принцип носит название профилактики. Все основные мероприятия военно-полевой хирургии основаны на этом принципе. При ранении на поле боя в раны обычно попадают осколки снарядов, обрывки одежды, земля, в которой находятся гноеродные микробы. 221 Однако в течение первых шести часов после ранения микробы находятся на поверхности раны и не распространяются вглубь тканей. На этом основана так называемая первичная обработка ран. Она заключается в иссечении краев и дна раны, при котором удаляются омертвевшие и размозженные ткани. При этом механически удаляется большинство микро­ бов, а оставшиеся лишаются благоприятной среды для своего развития. Если же, наряду с первичной обработкой раны, применить химическую обработку грамицидином, то тяжелые раневые инфекции и нагноения сводятся к ничтожному про­ центу. Помимо этого, грамицидин нашел широкое применение в области гнойной хирургии, где он используется для лечения нагноений в ранах и полостях (например, при гнойном плеврите). Во время Отечественной войны грамицидин применялся с весьма благоприятными результатами на фронте. Так, по материалам фронтовой бригады академика Н. Н. Бурденко, благодаря профилактическому применению советского грамицидина, снижался в 2-3 раза процент длительных нагноений, в 4-5 раз процент анаэробных инфекций, уменьшалось число осложнений хроническим остеомиэлитом. Анаэробная инфекция - самая тяжелая раневая инфекция на войне. Она вызывается бактериями, широко распространенными в удобренной почве, где они живут без доступа кислорода (отсюда название анаэробные, что значит безвоздушные). Попадая вместе с осколками снаряда и грязью в раз­мозженную мышечную ткань, бактерии находят в последней благоприятную среду для размножения. Здесь они образуют газы - отсюда название «газовая гангрена». Микробы газо­ вой гангрены ядовиты. В течение нескольких часов они наводняют организм своими ядами-токсинами.

0 коммент.:

Отправить комментарий