PostHeaderIcon КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА ПСОРИАЗА

Псориаз – широко распространенное хроническое рецидивирующее заболевание, отличительной особенностью которого является характерная кожная сыпь, состоящая из резко очерченных плоских розоватых пятен, несколько возвышающихся над уровнем здоровой кожи. В типичных случаях эти пятна (вернее, папулы) имеют плотноватую консистенцию и симметричное расположение (одновременно поражаются обе стороны тела). В активной фазе заболевания они множатся, растут и сильно шелушатся, при малейшем прикосновении обильно отделяя сероватые чешуйки, внешне похожие на перхоть. Псориатические папулы могут возникать на любой части кожи (однако, на лице появляются очень редко, в основном, у детей), имеют тенденцию к разрастанию и слиянию между собой, что порой может приводить к обширным и даже тотальным поражениям кожи. Кожный зуд для псориаза не характерен, но в части случаев отмечается.

Псориаз – одно из наиболее «популярных» кожных заболеваний. Им по разным оценкам поражены от 1 до 5 процентов населения. У обоих полов он встречается с одинаковой частотой. Вероятность возникновения псориаза возрастает примерно вдвое, если этим заболеванием страдает один из родителей. Если же заболевание имеется у обоих родителей, то вероятность возрастает примерно в десять раз.

Отличить псориазную сыпь от других похожих можно, поскоблив папулу ногтем или каким-нибудь острым предметом. При этом на её поверхности образуется равномерный шероховатый слой, состоящий из мелких чешуек, которые отделяются труднее, чем крупные поверхностные, а само пятно приобретает вид поцарапанной поверхности стеариновой свечи или хозяйственного мыла (т.н. симптом «стеаринового пятна»). Дальнейшее поскабливание обнажает гладкую белесую («терминальную») плёнку, после удаления которой на обнаженной поверхности выступают очень мелкие капельки крови (т.н. «кровяная роса»).

Кроме наиболее распространенной «вульгарной» формы псориаза, проявляющейся лишь характерными кожными симптомами, известны его артропатическая (связанная с поражением суставов) и онихопатическая (связанная с поражением ногтей) формы, которые как совместно, так и по отдельности встречаются значительно реже. Известны также и не совсем типичные кожные формы (ладонно-подошвенная, себорейная, экссудативная/пустулезная, эритродермальная и др.). Артропатическая форма чем-то похожа на ревматоидный артрит, но отличается от последнего наличием других псориатических симптомов, предпочтительным поражением мелких суставов и неизменным отсутствием в сыворотке крови т.н. ревмофактора. Ногтевая форма в большинстве случаев характеризуется истончением и дегенерацией ногтевой пластинки (ониходистрофия) и точечными дефектами на её поверхности (т.н. «симптом наперстка»). При этом иногда наблюдается множественное и даже тотальное разрушение ногтей. В части случаев одни формы псориаза могут переходить в другие. Некоторые формы (пустулезная, эритродермальная, артропатическая) могут иметь тяжелое течение и угрожать инвалидизацией.

Для типично протекающего псориаза характерна выраженная сезонность. Интенсивность его проявлений значительно усиливается в осенне-зимний период и ослабевает (иногда - вплоть до полной ремиссии) летом. Однако, известны и «всесезонные» и даже «летние» его разновидности.

В большинстве случаев дебют псориаза приходится на юношеский возраст, когда завершается половое созревание и активный рост скелета. Но его дебютирование возможно и в ином возрасте (как правило, между 10 до 50 годами). Случаи, когда бы псориаз впервые возникал у малолетних детей или у стариков известны, но редки. Иногда у маленьких детей заподозрить псориаз удается лишь по единичным сильно шелушащимся пятнам на волосистой части головы или характерному поражению ногтей, в то время, как иные симптомы отсутствуют. В таких случаях детям могут выставляться ошибочные диагнозы.

Причину псориаза конвенциональная медицина считает неизвестной. Это связано прежде всего с тем, что невозможно надежно установить причину болезни, не располагая средствами для её излечения. А псориаз (впрочем, как и любое хроническое заболевание) в рамках доминирующей ныне медицинской парадигмы считается болезнью неизлечимой. Известны, впрочем, многочисленные «факторы риска», способствующие дебютированию, обострению, распространению и усугублению псориатической симптоматики. Практически все они так или иначе связаны с временным или стойким подавлением иммунной системы организма. В этой связи достойны упоминания длительные эмоциональные и физические нагрузки, психические и механические травмы, а также разрушающие иммунитет лекарственные средства, такие, как гормоны, адреноблокаторы и модные ныне «иммуномодуляторы», как правило, заигрывающие с системой интерферона, но в большинстве своем являющиеся банальными иммунодепрессантами. Упоминается также перенесенная стафилококковая инфекция (которая и сама по себе является маркером иммунодефицита) и конечно же, употребление алкоголя. Ну, как же без него! Всё это наводит на мысль, что иммунные нарушения играют значительную роль в возникновении и прогрессировании этого заболевания.

Выше уже отмечалось, что причина псориаза конвенциональной медицине неизвестна. Это обстоятельство (как и всегда в подобных случаях) побуждает многих «специалистов» к художественному переосмыслению унылой действительности, и они без устали плодят гипотезы, «объясняющие», откуда берется псориаз. Те же, чей художественный дар не столь велик, ограничиваются написанием литобзоров, в коих наряду с редкими гипотезами, основанными на серьезных исследованиях, добросовестно (и надо полагать, не без внутреннего сарказма) перечисляют «видения» своих художественно более одаренных коллег. Перечисление того, что «видится» художественно одаренным коллегам, вместе с комментариями заняло бы слишком много места, а посему, мы оставим вопрос об этиологии псориаза полуоткрытым и сразу перейдем к главному.

0 коммент.:

Отправить комментарий